Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников
Страница 2

Материалы » Модель социально-профилактической работы с агрессивными детьми » Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников

значимо отлича­ются от других (как обычных, так и аг­рессивных) низким уровнем интеллекта - как общего, так и социального; неразвитой произвольностью; низким уровнем игровой деятель­ности - не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание, исполь­зуя деструктивные действия и разрушая игру других.

Приведенные данные позволяют предполо­жить: в общем психическом развитии ребенка имеется некоторое отставание. Его обострен­ная потребность во внимании и в признании со стороны сверстников не может реализо­ваться через традиционные формы детской деятельности. В качестве средства самоут­верждения и самовыражения используются агрессивные действия. Этот вариант агрессив­ности можно назвать импульсивно-демонст­ративным,

поскольку главная задача ребенка – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

Вторую группу со­ставляют дети, кото­рые используют агрес­сию в основном как норму поведения в общении со сверстниками.

Их агрессивные действия - это средство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные эмо­ции испытываются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Любая деятельность отличается целенаправленнос­тью и самостоятельностью, стремлением за­нять лидирующие позиции, подчинить, пода­вить других. Вторая группа, в отличие от пер­вой, не стремится привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, дети пользуются популярностью в группе, а некоторые выходят на положение «лидера». Среди форм поведе­ния чаще всего проявляется прямая физичес­кая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуаци­ях переживания и обиды сверстников игнори­руются, ориентир исключительно на собствен­ные желания.

Дети этой группы знают нормы и правила поведения, но принимают их только на сло­вах. Примечательно: оправдывая себя, обви­няют товарищей. Основная их цель – избежать негативный оценки взрослого, т.к. оценка взрослого человека важна для его самоутверждения. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; способ действий представляется им привычным. Нормальным и единственно возможным для достижения цели. Данный вид агрессивности можно назвать нормативно-инструментальным.

В третью группу входят дети, для кото­рых желание нанести вред другому - само­цель.

Их агрессивные действия не имеют ка­кой-либо видимой це­ли - ни для окружаю­щих, ни для них самих. Они испытывают удо­вольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети третьей группы используют в основном прямую агрессию, при­чем более половины всех актов составляет прямая физическая агрессия - действия отли­чаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины ребенок может схватить другого за волосы и бить голо­вой об стену или толкнуть с лестницы и спо­койно, с улыбкой наблюдать, как жертва кри­чит и плачет. Обычно для агрессивных дейст­вий выбираются одна-две постоянные жертвы - более слабые дети, неспособные ответить тем же. Совершенно отсутствует при этом чув­ство вины или раскаяния. Нормы и правила по­ведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых обычно следует ответ: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для детей этой груп­пы особенно характерны мстительность, злопа­мятность, они долго помнят любые мелкие оби­ды и, пока не отомстят обидчику, не могут пе­реключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации рассматриваются как угроза и посягательство на свои права. Этот вид детской агрессивности можно на­звать целенаправленно-враждебным.

В харак­теристиках выделенных групп, существуют различия как по форме - проявления агрессивности, по мотивации по­ведения, так и по нарастанию мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) - от первой группы к третьей. Так, в первой груп­пе агрессия носит мимолетный, импульсив­ный характер, не отличается особой жестоко­стью и наиболее часто используется для при­влечения внимания сверстников. Во второй агрессивные действия более жесткие и

ус­тойчивые по форме. В третьей группе преоб­ладает мотивация «бескорыстного» причи­нения вреда сверстникам (агрессия как само­цель). Проявляется она в наиболее жестоких формах насилия.

Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насто­рожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрес­сивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Страницы: 1 2 3

Риски, связанные с воздействием эмоций. Особенности, функции и классификация эмоций
Оценка любого вида риска становится неадекватной под сильным эмоциональным воздействием. Человек наполнен эмоциями, которые представляют собой психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла окружающих явлений и ситуаций. Главная особенность эмоций – переживания человеком своего отношения к зн ...

Практическая часть. Характеристика объекта исследования. Состав группы
Преступая к характеристике объекта исследования, мы должны отметить, что нашей целью является проверка гипотезы, о том, что сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося увеличивает позитивную мотивацию к обучению и снижает дисциплинарные трудности. В частности мы исследуем влияние сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося ...

Основные аспекты изучения конфликтного поведения у подростков. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте
Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности — это критический, переломный, переходный возраст, возраст перемен, возраст полового созревания. Его хронологические границы совпадают с обучением детей в 6-9 классах современной школы: от 11-12 до 15-16 лет. Существует множество фундаменталь ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru