Мотивы выбора профессииСтраница 6
Призвание для молодых людей с философским складом ума — это тот единственный путь, который должен привести к достижению главных жизненных целей и осуществлению намерений. Это смысл их существования, та ниша, которую они должны заполнить в этом мире. Если такие подростки поверят, что жизнь имеет смысл и цель, они приложат все свои силы, чтобы обрести этот смысл и достичь этой цели, чему и посвятят своё время, талант и энергию. В том числе и путём выполняемой ими работы. Выбор профессии подразумевает ответ на вопрос не только “Как я буду зарабатывать себе на жизнь?”, но и “Как я собираюсь распорядиться своей жизнью?”
Для подростков, которые хотят посвятить свою жизнь служению людям и улучшению общества, в котором живут, выбор профессии будет зависеть от того, какие социальные потребности покажутся им наиболее важными и какие из них, работая, они смогут лучше удовлетворить. Таким образом они ищут профессию, в которой станут наиболее полезными. Молодые люди, старающиеся быть “практичными”, выбирают такие профессии, которые востребованы на рынке труда, хорошо оплачиваются, интересны и к которым они лучше всего подготовлены. Такой выбор основан прежде всего экономическими мотивами и практическими соображениями, а также личными интересами, занятиями и навыками. Для других молодых людей поиски призвания становятся способом показать окружающим, что они уже выросли, финансово независимы, свободны от родительской опеки и готовы жить самостоятельно. Для них работа – дверь, ведущая в мир взрослых.
Однако иногда вообще не происходит рационального выбора профессии как такового. Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья; это может быть единственное мест, на которое их приняли и о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным. В первое время молодые люди могут быть вполне довольны экономическими и другими благами, приносимыми работой. Только по прошествии некоторого времени они вдруг чувствуют, что несчастливы, не очень приспособлены к выполнению стоящих перед ними задач и жертвуют своей свободой и жизнью ради каких-то сомнительных выводов. У них возникает потребность остановиться, произвести переоценку свои целей, способностей, возможностей и найти, как можно соединить всё это в имеющий смысл, приносящей удовлетворение работе.
Малая часть подростков предпочитает вообще не работать или работать не больше, чем это необходимо. Неприятие ценностей, воплощённых в жизни взрослых, и ценностей общества привело таких молодых людей к мысли, что максимально ограничив свои потребности в деньгах, они смогут вести жизнь простую, но яркую и делать то, что им нравиться.
Даже при самых благоприятных обстоятельствах выбор профессии становиться всё более трудной задачей, поскольку общество становиться всё более сложным.
В педагогической литературе нет единой классификации мотивов выбора профессии. В одном случае выделяются такие группы мотивов:
1. общая мотивация;
2. романтика профессий;
3. научно-познавательные мотивы;
4. мотивы общественной значимости профессии;
5. ссылка на пример;
— в другом рассматриваются:
1. осознание перспективности избранной профессии;
2. учебные и внеклассные интересы;
3. желание приносить пользу;
4. влияние родных и знакомых;
— в третьих ставятся:
1. мотивы общественной пользы профессии;
2. мотивы психологического характера;
3. мотивы подражания;
4. внешние признаки профессии;
5. интерес к самой профессии и т.д.
Е.М. Павлютенков выделяет следующие мотивы выбора профессии:
1. социальные мотивы;
2. моральные мотивы;
3. этические мотивы;
4. познавательные мотивы;
5. творческие мотивы;
6. мотивы связанные с содержанием труда;
7. материальные мотивы;
8. престижные мотивы;
9. утилитарные мотивы.
В каждый момент времени на формирование мотивов человека оказывают влияние социальные факторы. Социальные факторы, влияющие на личность многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии школьниками влияют следующие социальные факторы:
Использование ассоциаций
Один из способов запомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом. «Все, что возникает в сознании, - говорит профессор Уильям Джеймс, - должно быть внесено в него, а будучи внесенным, оно вступает во взаимосвязь с тем, что там уже было… Тот, кто больше обдумывает получаемые сведения и устанавливает между ними более тесн ...
Характер - это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в
особенностях поведения и отношения к окружающей действительности
Базируется он на темпераменте и зависит от окружающей среды и воспитания. Акцентуация характера — понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуация характера представляет собой вариант психического з ...
Приложение 1 - история болезни больной в., которая
была описана Б.В. Зейгарник совместно с Г.В.Биренбаум
в 1935 г
Больная В., 43 года, по профессии библиограф. Диагноз: эпидемический энцефалит (из истории болезни доктора Э.Г.Кагановской).
Заболела в 1932 г. Появилась резкая сонливость, которая продолжалась около недели и сменилась бессонницей. Отмечалось слюнотечение, левосторонний парез ноги и боль в области наружной части левого плеча, повышение ...