Мотивы выбора профессииСтраница 5
а). Первый этап выбора предмета будущей деятельности — наиболее ответственный момент. Новая форма деятельности обогащается соответствующими действиями и целями, внутри неё совершаются различные психические процессы – наступает период устойчивого равновесия. Мотивационный комплекс формирующейся профессиональной деятельности пока отсутствует.
Выбор предмета будущей деятельности является, в сущности, внутренней целью личности, и с этой точки зрения его содержание полностью никогда не совпадает с реальным содержанием будущей деятельности, ни с её целями, средствами и условиями развёртывания, ни с мотивами, преобразующимися в ходе этого развертывания. Содержание предмета как цели будущей деятельности не соответствует и поведению субъекта после выбора, поскольку механизм обратной связи корректирует это поведение в соответствии с фактическим положением вещей. Другими словами, выбор предмета есть выбор приблизительного плана деятельности на основе обобщённого прошлого опыта и актуализованного особого состояния неопредмеченных, пока ещё не определившихся потребностей, которым отвечают лишь потенциально возможные, предполагаемые предметы и в которых по выражению А.Н. Леонтьева, предмет потребности жёстко не записан?
Выбор предмета будущей деятельности — это проявление психической активности в результате интериоризации внешних факторов через мотивационно-потребностную сферу личности. Выбор не должен быть навязан, иначе предмет перестанет быть мотивообразующим, а деятельность – деятельностью. Выбор предмета будущей деятельности может быть основан только на реальном решении личности, принятом добровольно.
б). На втором этапе первичного мотивообразования происходит преобразование потребности в качество новое состояние – она опредмечивается, становится мотивом деятельности. Этот мотив выполняет в отношении деятельности двойную функцию: побуждает и направляет её. Однако мотив действует не сам по себе. Раз возникнув, он включается в разноуровневую систему мотивационного профиля личности. Вместе с побуждаемой им деятельностью. В начале новой деятельности обобщённый опыт прошлого имеет ведущее значение, определяя характер поведения субъекта. На этом этапе развития деятельности происходит единоборство двух встречных влияний: обобщённого прошлого опыта и опыта актуального, корректирующего обобщение на основе возникшей ситуации. Необходимый перевес достигается “педагогическим манёвром”, психологическая сущность которого состоит в поддержке основного мотива деятельности другими потребностями подростка: в самоутверждении, в самореализации, в самостоятельности и т.п.
в). На третьем этапе преобладает групповая мотивация, которая характеризуется формированием высокого уровня делового сотрудничества, отношений доверия, требовательности каждого, уверенности в способности группы самостоятельно решать поставленные задачи. Для достижения целей группы необходимо интенсивное развитие самоуправления, различных форм самоорганизации, что и составляет одну из характерных особенностей данного этапа.
мотивационная структура деятельности на этом этапе характеризуется большой значимостью мотивов общественных и индивидуальных по сравнению с мотивом ориентации на группу сверстников.
г). Высший, четвёртый, этап развития деятельности — этап выраженной коллективистической мотивации. Отличительной особенностью личности, находящейся на этом этапе, становится устойчивое целеполагания по отношению к внешним влияниям. Операционно целевая структура деятельности данного этапа отличается высокой тенденцией к самореализации, ростом числа ситуационных лидеров, высоким операционально-техническим мастерством многих её участников, способностью рядовых членов группы к целенаправленной деятельности вне групповой поддержки.
Качественное развитие деятельности достигает на данном этапе своего пика, но не заканчивается на этом, в перспективе открываются новый коллектив, возникший в прежней деятельности является только основой.
Существует ряд психолого-педагогических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать такую из профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь большего успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. От того насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворённости собой и самоодобрения. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворённости собой очень сильна мотивация выбрать профессию, способствующую реализации личности.
Введение.
Выбирая тему работы, я прежде всего руководствовалась тем, насколько она актуальна для нашего времени.
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы принятые в данном обществе, то есть (правила писанные и не писанные) по которым живет это общество. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением и ...
Эффективность коррекционных занятий как способа коррекции межличностных
отношений слабослышащих детей с нарушениями интеллекта
С целью проверки эффективности коррекционных занятий нами был проведен контрольный эксперимент. Мы повторно провели социометрическую методику Р. Жиля (приложение 1). И построили следующую социоматрицу (табл. 10).
Таблица 10.
кто
кого выбирают
количество выборов
выбирает
1
2
3
4
5
сделанных
взаимных ...
Стратегии выработки группового решения
Существо принятия решения в группе заключается в переходе от индивидуальных решений, принимаемых каждым ее членом, к коллективным, выражающим точку зрения группы в целом. Можно выделить несколько типов подобного перехода, так называемых стратегий выработки группового решения. В первую очередь это стратегия простого большинства, т. е. пр ...