Содержание, методы и социально-педагогические условия профориентационного
консультирования. Структура профориентационной работыСтраница 3
Ответы на эти вопросы и будут предметом нашего дальнейшего рассмотрения.
К наиболее важным особенностям личности, подлежащим диагностированию, относятся: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профориентационной работы.
Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить как напрвленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.
Каждая личность стремиться к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить такие ценности, представляющие для него значимость:
- самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде — быть полезным обществу;
- авторитет в трудовом коллективе;
- признание родных, знакомых, друзей;
- самосовершенствование и самовыражение; интересная работа;
- применение свои знаний, умений, способностей;
- творческий характер труда;
- стать мастером своего дела;
- романтика трудовой деятельности;
- материально-практические, утилитарные ценности — хороший заработок;
- должность, удовлетворяющая личность; перспектива продвижения по службе.
Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.
По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:
- общая мотивировка;
- романтика профессий;
- мотивы познавательного характера;
- мотивы, в которых подчёркивается общественная значимость профессии;
- ссылка на пример;
- немотивированный выбор.
По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:
- мотив, чётко и аргументированно обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;
-
- мотивация нечёткая, недостаточно аргументированная;
- мотивация неуверенная, неаргументированная;
- никак не аргументированная мотивация.
Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это в свою очередь даёт возможность выяснить направленность личности на ценности. Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно представить следующим образом: потребности – интересы ценности – мотивы – цели – выбор.
Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких характеристик, как склонности, интерес, темперамент.
1. Интерес— это особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определённых эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то людей или предметов. Ведь одно дело интересоваться, например, автомобилем, и совсем другое – заниматься в кружке автодела. Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудится с желанием. Если человек при этом добивается ещё определённых результатов в этой деятельности, то можно говорить о способностях к данной деятельности.
2. Склонности— это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и правилами деятельности.
3. Способности— это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не водятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и правилами деятельности.
Суть конфликта; факторы, влияющие на возникновение конфликта; последствия конфликтов
Исследования показали, что, несмотря на личностные различия, взаимоотношения юношей и родителей в большинстве случаев складываются довольно гармонично (Stefanko, 1984). Когда же возникает конфликт, его причина может корениться в любой из пяти указанных ниже областей жизни (Hall, 1987; Leslie, Huston, 1986; Noble, Adams, 1989).
Социальн ...
Обоснование и экспериментальная проверка технологии формирования коммуникативных
навыков у младших школьников в условиях досугового центра. Опыт
социально-педагогической деятельности по формированию
Помимо школьных объединений, в организации досуга детей могут принимать участие досуговые центры, действующие за периметром школы, на территории города, в котором расположено учебное заведение.
Содержание деятельности центров досуга включает как необходимые составляющие следующие виды занятий:
- культурно-зрелищные программы с активны ...
Критика З. Фрейда. Гений З. Фрейда
За что критиковали З. Фрейда? Повторим, что его психоанализ исходит из того, что события, приносящие травму, аффективные переживания, не исполнившиеся желания, не исчезают из психики, а вытесняются в область бессознательного, где продолжают активно влиять на психическую жизнь, часто в скрытой форме в виде невротических симптомов. Эти не ...