Экспериментальная проверка эффективности технологии формирования
коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центраСтраница 1
Основные направления работы с младшими школьниками, повещавшими фольклорный ансамбль досугового центра определялись особенностями формирования речевой деятельности на занятиях и репетициях, спецификой языкового материала и были направлены на совершенствование основных коммуникативных умений учащихся начальной школы, необходимых для успешной и наиболее полной самореализации:
- оценка ситуации предполагаемого общения,
- вступление в контакт,
- умение слушать, предполагающее владение нерефлексивным (умение «внимательно молчать») и рефлексивным (выяснение, отражение чувств, резюмирование, перефразирования) слушанием;
- овладение вниманием аудитории,
- владение вербальными и невербальными средствами общения,
- оценка процесса общения, внесение необходимых корректив,
- избегание конфликтных ситуаций, выход из конфликта,
- оценка результатов коммуникативного акта.
Связная речь в своей естественной форме трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношений между его участниками.
В педагогической практике целесообразно использовать учетно-проверочные занятия, на которых ставятся различные диагностические задачи (описать предмет, составить рассказ по картинке, написать письмо товарищу и т.п.) с целью выяснения того, как дети усвоили программу обучения связной речи. По их ошибкам и затруднениям можно судить о степени развития коммуникативных навыков и умений и об эффективности используемых технологий.
Итоговое тестирование выявило существенные изменения в поведении детей как участников коммуникативного акта, в уровне и качестве их речевой компетенции, вкусах и предпочтениях, произошедшие в результате применения разработанной методики совершенствования коммуникативной компетенции. Особенно заметны результаты детей с изначально низким уровнем развития исследуемых умений и навыков.
Проведенные контрольный срез (март 2007 года) с использованием тех же методик, что использовались и на начальном этапе исследования, показал следующие результаты.
Таблица 4 - Общая оценка полученных результатов
Фамилия, имя |
Оценка коммуникативных умений детей (в баллах) |
Уровень речевой коммуникации |
1. Милена К |
12 |
высокий |
2. Даша О |
10 |
высокий |
3. Лика О |
11 |
высокий |
4. Аля И |
11 |
средний |
5. Аня Г. |
10 |
высокий |
6. Люда Л |
10 |
высокий |
7. Оля С |
10 |
высокий |
8. Сергей М. |
10 |
высокий |
9. Галя Ф |
9 |
средний |
10. Сабина М. |
10 |
высокий |
11 Настя А |
9 |
средний |
12. Ксения И |
8 |
средний |
13. Вика Н. |
10 |
высокий |
14. Юля В |
9 |
средний |
15. Кристина Т. |
8 |
средний |
Мотивация педагогической деятельности
Основным из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Выделяются следующие виды мотивов:
1. Внешние (например, мотив достижения);
2. Внутренние мотивы (например, ориентация на процесс и результат своей деятельности).
Внешние мотивы престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы ад ...
Психологический стресс. Понятие психологического
стресса
Термин «стресс» (от английского stress – давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обо ...
Развитие личности
По Фрейду личность развивается на основе четырех источников напряжения:
Физиологический рост;
Фрустрации;
Конфликты;
Угрозы
Личность вынуждена овладевать новыми способами редукции напряжения. Это и есть развитие. Есть два метода, посредством которых личность обучается разрешать Фрустрации, конфликты, тревоги: идентификация и смещен ...