Теоретическая часть. Определение понятия творческих
способностейСтраница 6
При этом в качестве синонимов «креативности» использовались термины «творческое мышление», «творческое воображение» (без учета специфики соответствующих процессов). Это отразилось и на подборе тестовых заданий. Так, для определения уровня развития креативности предлагались задачи на творческое мышление (например, классификация наборов предметов, фигур и букв и др.) и воображение (например, дорисовывание фигур).
В ходе двадцатипятилетней работы К. Тейлором и его сотрудниками было идентифицировано восемь видов креативной одаренности, которые выражаются в продуктивном мышлении, планировании, предсказании, принятии решений, общении, воплощении или исполнении решений, межличностных отношениях и в усмотрении возможностей (Л. В. Попова, 1991;Е. Г. Тищелко, 1993) [21]. Каждое из таких проявлений трактуется К. Тейлором весьма узко. Так, например, проявление креативности в общении по К. Тейлору — это умение ясно выражать свои мысли и чувства, чтобы они были понятны другим. Креативность в области межличностных отношений — умение понимать других, эффективно и продуктивно сотрудничать с ними.[24]
Способности выше среднего уровня. В данном контексте термин «способности» имеет несколько нетрадиционный оттенок. В данном случае имеется в виду широкий спектр явлений таких, как самые разнообразные знания, умения и навыки, без которых никакая творческая деятельность невозможна — это с одной стороны; с другой стороны — как бы представлены возможности их применения в самой разнообразной, по предметной направленности, деятельности[20]. В моделях, где вместо данного качества представлен «интеллект» (как, например, в некоторых вариантах модели Дж. Рензулли), понятие одаренность неоправданно сужается, и модель в подобном случае оказывается пригодной лишь для описания одаренности только в познавательной сфере (интеллектуальная одаренность, академическая одаренность). Иначе говоря, мы в этом случае имеем дело с одним из видов частной, или специальной одаренности.
В некоторых работах Дж. Рензулли «интеллект» раскрывается как проявляющиеся в разных сферах способности выше среднего уровня. Сходная трактовка этой позиции принадлежит психологу Г. Гарднеру. Разрабатывая данный аспект модели Дж. Рензулли он расклассифицировал данное свойство «интеллект», выделив семь его категорий. Рассматриваемая модель предполагает несколько иное, более универсальное представление. Это на теоретическом уровне объясняет некоторые аспекты проблемы соотношения и взаимной связи так называемых «общей» и «специальной» одаренности [23].
Кроме того, данный компонент модели одаренности в значительной степени характеризует одаренность с качественной стороны. Спектр способностей может быть более или менее широк, количественная оценка последних и их дальнейшее сопоставление можно рассматривать как одну из качественных характеристик одаренности.
Из всего вышеизложенного следует, что одаренность не сводится лишь к высоким количественным показателям умственного развития, а понимается как сплав компонентов, взаимосвязанных между собой: личностных качеств и отдельных способностей, интеллектуального развития и креативности.
Таким образом:
1.Представления об одаренности, как о врожденном и сугубо интеллектуальном явлении, сменилось новыми теоретическими концепциями.
2.Одаренность не идентична высокому интеллекту, хотя высокий интеллект является одним из условий одаренности.
3.Важнейшим компонентом одаренности является креативность (творчество), развитие которого обеспечивает выявление возможностей личности, ее самовыражение, самореализация.
4. Одаренность вовлекает целостную личность человека; его интересы, мотивы, чувства, волевые проявления и другие стороны личности.
5. Творческий потенциал личности является основой одаренности. При этом он не реализуется автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения.
Должностная инструкция педагога-психолога
I. Общие положения
1. Педагог-психолог относится к категории специалистов.
2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы (работы по ...
Высшие учебные заведения. Цели, задачи, структурная организация ВУЗов
Организация образования, дающая высшее профессиональное образование, именуется высшим учебным заведением. Высшее учебное заведение (вуз) вне зависимости от его ведомственной подчиненности и формы собственности осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Главной задачей высших учебных заведений явля ...
Фаллическая стадия
Между тремя и шестью годами интересы ребёнка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны и весьма неточны сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители ...