Теоретическая часть. Определение понятия творческих
способностейСтраница 5
3. Креативность понимается Дж. Рензулли как своеобразие поведения личности, которое выражается в оригинальных способах получения продукта, в новых подходах к решению проблем, создании оригинального продукта.
Одаренность в данном случае проявляется как результат взаимодействия всех трех факторов, которые выступают как взаимосвязанные переменные (Дж. Рензулли, 1986).
Модель Дж. Рензулли построена на свойствах, отмечаемых у взрослых, реализовавших свои творческие возможности. Однако это порождает много нерешенных пока вопросов: не ясна природа существующей связи детской одаренности и гениальности взрослого, что требует специальных как психолого-педагогических, так и психогенетических и нейропсихологических исследований.
Как естественный процесс, порождаемый сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности или неопределенности, рассматривает креативность известный американский психолог П. Торренс[8]. Разработанные им на основе собственной концепции одаренности методики диагностики креативности широко применяются во всем мире при идентификации одаренных детей.[12]
Понимая, что высокие показатели креативности еще не гарантия высоких творческих достижений в дальнейшем, они лишь свидетельство высокой вероятности их появления, напоминающую модель Дж. Рензулли, состоящую из трех условно пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям; творческим умениям; творческой мотивации. Максимальный уровень творческих достижений возможен при сочетании всех трех факторов.
Другой модифицированный и дополненный вариант Дж. Рензулли предлагает Дж. Фельдхьюсен,[25] он разработал модель одаренности, включающую интеллектуальные и личностные факторы:
· выдающиеся общие способности;
· специальные таланты в какой-либо области;
· я-концепция;
· мотивация.
По его мнению, в основе общей одаренности лежат общие способности, включающие:
· способность хорошо мыслить, эффективно перерабатывать информацию;
· достигать понимания;
· решать проблемы;
· использовать метакогнитивные системы.
Я - концепция и самоуважение, по Дж. Фельдхьюсену, является компонентом одаренности и таланта, которые при наличии других личностных и социальных факторов способствуют реализации одаренности и таланта. Дж. Фельдхьюсен считает, что многие компоненты одаренности поддаются развитию, и это развитие может быть оптимизировано (Дж. Фельдхьюсен, 1989).
Согласно многофакторной модели одаренности, разработанной К. Хеллер [29] и сотрудниками, высокие достижения рассматриваются как продукт одаренности, личностных характеристик и социального окружения. Одаренность, в данной концепции, понимается как индивидуальный, когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные и психомоторные возможности (К. А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервальд, 1991).[33]
Фундаментальное, интегральное личностное свойство, обозначаемое как «творческая одаренность» (А. М. Матюшкин, Торренс и др.), «человеческий потенциал» (Дж. Рензулли и др.) можно назвать «одаренностью». [26]
Данное понятие указывает на то, что это некая универсальная, потенциальная возможность реализации личности в творчестве. Одаренность как система включает в себя ряд компонентов. В основе теоретической модели одаренности лежит ставшая традиционной природа факторов, впервые выделенных Дж Рензулли: креативность, способности выше среднего уровня мотивация. К этим факторам присоединяются три основные сферы: психосоциальная, когнитивная и физическая. Они представляют обычно выделяемые, относительно автономные сферы, в которых проявляется одаренность. Характеризующие выделенные факторы, компоненты модели, представляющие собственно психический уровень, который необходимо рассмотреть более подробно.
Креативности, как одному из основных компонентов, отводилось и отводится важное место в структуре одаренности. Уровень развития интеллекта признавался многими исследователями как необходимое, но недостаточное условие Г. Хилдрет (1966), [20] анализируя развитие понятия «одаренность», пишет: «Первые определения одаренности связаны с коэффициентом интеллектуальности. Определение одаренности сегодня шире и основано на многообразии измерительных свойств и более совершенных, гибких понятиях необычных способностей и возможностей, включающих тип не только «хорошего ученика», «но и креативного и оригинального».
П. Торренс под креативностью понимал «процесс, составные части которого следующие: чувствительность к проблемам, ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний, чувствительность к отсутствующим элементам, к дисгармонии и т.д., осознание проблем, поиск решений, догадки, связанные с недостающим для решения, формулирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также сообщение результатов.[32]
Динамика развития наркомании
Различают пять этапов постепенной наркотизации:
1.Единичное или редкое употребление наркотиков.
2.Многократное их употребление без признаков психической и физической зависимости.
3.Наркомания 1-ой степени: сформирована психическая зависимость. Поиск наркотика для получения приятных ощущений, но ещё нет физической зависимости, а прекр ...
Практическое исследование особенностей социально – психологической
готовности к школе детей
Изложенные выше положения нашли отражение в диагностической программе по определению социально – психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Так же одной из задач нашего исследования было сравнение особенностей социально – психологической готовности детей к школе посещающих и не посещающих дошко ...
Структура социальных представлений
Социальные представления включают: информацию, поле представления и установку:
- поле представления – это оригинальное понятие концепции, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны. Поле представления существует там, где представлено «иерархизованное единство элементов», более или менее выраженное богатство содер ...