Результаты исследования и их интерпретация.
Страница 3

Проанализируем возрастные изменения всех факторов теста «Творческого мышления», теста «Творческих характеристик личности» САР и теста на «Объём внимания» между сравниваемыми группами (см. таблицу 2,3,4 и диаграммы к этим тестам). Достоверность различий анализировалась с помощью t-критерия Стьюдента.

В результате анализа мы пришли к следующим выводам: что по факторам Беглость и Гибкость, Оригинальность, Название наблюдается незначительное различие между сравниваемыми группами, у учащихся «ДШИ» наблюдается незначительный рост по указанным факторам; по фактору Разработанность наблюдается существенное различие между сравниваемыми группами. Это свидетельствует о том, что с увеличением возраста увели­чивается асимметричность и сложность рисунков детей, что свя­зано с уровнем креативности.

У детей, обучающиеся в школе искусства, суммарный показатель творческого мышления весьма значителен. Эти дети несколько превосходят учащихся, обучающихся в общеобразовательной школе по количеству рисунков, их разнообразию и по использованию различных частей предоставленного для рисунков пространства, по асимметрии рисунка и творческому использованию языка – вербального средства для отображения сути образного здания.

Сравнительный анализ по возрастным показателям в самой группе показал, что по фактору Беглость с возрастом в обеих группах наблюдается незначительное падение показателей. Предположительно, с возрастом произвольный компонент сознания усиливается, что и обеспечивает меньшую продуктивность деятельности группы по данному показателю.

Данные по факторам Беглость, Гибкость и Оригинальность: у учащихся школы искусства с увеличением возраста детей (от 8 до 16 лет), наблюдается некоторый рост показателей.

У учащихся общеобразовательной школы показатели по фактору Беглость, Гибкость и Оригинальность, Разработанность имеют приблизительно один и тот же уровень, что свидетельствует о том, что нет значительных возрастных изменений по количеству идей, разнообразию кате­горий и изображению рисунка в разных местах внутри заданного пространства, т. е. нет прироста по этим показателям с возрастом.

Эти данные, кажущиеся на первый взгляд парадоксальными, хорошо согласуются с данными, полученными с помощью образ­ной батареи тестов Творческого мышления Торренса [7], где на­блюдается аналогичная закономерность – показатели по факторам образного творческого мышления имеют приблизительно одина­ковые уровневые характеристики в возрастном диапазоне от 5 до 17 лет (нет их роста с ростом возраста).

По Разработанности у учащихся школы искусства, с увеличением возраста увеличивается среднее значение по этому фактору (t-критерий Стьюдента, раз­личия достоверны на 0,01 уровне значимости).

По Названию: средний сырой балл в двух группах увеличивается с увеличени­ем возраста, что может свидетельствовать о развитии с возрастом вербального компонента, о развитии речи, увеличении словарно­го запаса, умении образно выражать скрытый смысл рисунка с по­мощью слов (различия статистически значимы на уровне 0,01).

По общему суммарному показателю творческого мышления также наблюдается рост с возрастом (различия статистически значимы): отмечается увеличение суммарного показателя при изменении возраста (данное увеличение проис­ходит за счет разработанности-асимметрии и названия).

В таблице 2 представлены средние значения для различных факторов творческого мышления, стандарт­ные отклонения, уровень достоверности критерия и разница между среднеарифметическим значением сравниваемых групп для объединенной выборки де­тей 8-16 лет. Средние значения для обеих групп, объеди­ненных разновозрастных выборок изображены также в таблицах 3,4. Достоверность различий анализировалась с помощью t-кри­терия Стьюдента для независимых выборок.

Страницы: 1 2 3 4

Понятие синдрома эмоционального (профессионального) выгорания. История вопроса
Сегодня не для кого не секрет, что учитель – центральная фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения. Поэтому проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В зтой связи большое значение приобретает изучение феномена ...

Взаимное восприятие и понимание военнослужащими друг друга. Характеристика сущности и содержания процессов взаимного восприятия и понимания военнослужащих
Каждый день мы встречаем множество людей, наблюдаем их поведение, слушаем то, что они говорят, думаем о них, пытаемся их понять. Нам кажется, что мы не только видим, какого цвета глаза и волосы у того или иного человека, высокий он или нет, худощавый или полный, но и то, грустно ему или весело, умный он или глупый, солидный или нет и та ...

Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента
Этапы исследования: 1. Выявить типы родительских отношений. 2. Определить уровень психологической готовности детей к обучению в школе. 3. Обобщить и проанализировать полученные результаты. Методики исследования: 2.2.1 Тест-опросник родительского отношения. (Приложение 1) Авторы: А.Я. Варга и В.В. Столин. Рогов Е.И. Настольная кни ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru