Ценностные ориентации в трудовой
жизнедеятельности у руководящих работниковСтраница 1
Ценности являются "специфической формой смысловых образований в личностных структурах", и поэтому имеют непосредственное отношение к осмысленной мотивации деятельности.
Термин "ценность" широко используется в социологической, философской и психологической литературе. Всё многообразие предметов и явлений окружающего человека мира оценивается им с точки зрения полезности, необходимости для обеспечения жизнедеятельности. Ценностью, как правило, наделены как лица, так и предметы, идеальные состояния вещей, действий, ситуации, моральные нормы, принципы. Ценностями также являются мировоззрение, взгляды, представления, идеалы, понятия о равенстве, братстве, свободе, демократии и др. [22; с.45]
В круг ценностей могут входить отдельные качества человека: доброта, отзывчивость, заботливость, нежность и т.д.
1. Система ценностей, сформировавшаяся у человека в процессе всего периода воспитания и социализации, помогает легко и просто классифицировать многообразие явлений и предметов действительности с точки зрения их полезности, необходимости. Она позволяет организовать, систематизировать самую разнообразную информацию, которую человек получает от окружающего мира для удовлетворения своих собственных потребностей, желаний и намерений. Поэтому можно утверждать, что ценностные ориентации личности не являются чем-то произвольным. Они, прежде всего, базируются на сформировавшихся потребностях личности, её желаниях, стремлениях. Из системы ценностей личности вытекает и мотивация деятельности, которая является сознательным обоснованием необходимости свершения тех или иных действий. Ценностные ориентации личности играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего числа решений. Например, решение о заключении контракта о принятии на работу или же о его расторжении, прежде всего, вытекает из системы ценностей, которая сама базируется на системе потребностей. Принимая решение о расторжении контракта, человек, прежде всего, мотивирует его тем, что не удовлетворяются, с его точки зрения, важные потребности. Система ценностей - один из важнейших компонентов внутренней структуры личности. С её помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов. Это придаёт поведению человека определённую стабильность, устойчивую направленность, организованность. Более того, если мы хорошо знаем систему ценностей конкретного человека, то, в принципе, мы можем предвидеть его поведение в тех или иных жизненных обстоятельствах. Зная ценностные ориентации конкретного индивида, то есть то, что ему дорого, значимо, необходимо в жизни, мы можем предвидеть, как человек будет реагировать на поступки в межличностных отношениях в трудовой деятельности. [28; с.132]
В качестве ценностей может выступать буквально всё, что связано с удовлетворением разнообразных потребностей: материальных, психологических, физиологических, эстетических, нравственных. Ценностные ориентации дают личности возможность решить, что для неё значимо и важно в трудовой деятельности. Для одних это могут быть карьерная лестница; для других - заработная плата; для третьих - эмоциональное удовлетворение.
2. Система ценностей является динамичной системой, формирующая в процессе всего периода воспитания и социализации, играющая ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющая решать, что для человека значимо и важно в трудовой деятельности. Условием нормального развития и функционирования коллектива является наличие у коллег многообразных ценностных ориентации. Многообразие систем ценностей служит естественной базой для индивидуализации личности, и потому система, обеспечивающая такое многообразие, обладает наибольшей устойчивостью. Сослуживцы в процессе трудового взаимодействия стремятся актуализировать свои модели, но, как правило, сталкиваются с рядом затруднений. Чтобы понять и оценить эти источники от осознания, желания и потенциальных возможностей совместить свои ценностные ориентации с аналогичными понятиями сослуживца зависит степень удовлетворенности работой [24; с.98]. Строго определения понятия "эмоциональный климат в коллективе" не существует. Эмоциональный климат коллектива может зависеть от уровня тревожности сослуживцев, их эмпатических способностей, стиля взаимоотношений, личностных характеристик, самооценки, степени доверия друг другу, установок и ценностей, тенденций поведения, мотивации достижения. Психологический климат - это совокупность психологических состояния, настроения, отношений людей в группе и коллективе. Выделяются две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Климат определяется следующими основными характеристиками: взаимопониманием и устойчивостью, сплочённостью, эмоциональным состоянием и др. На психологический климат коллектива влияют также отношения сослуживцев как к людям вообще, так и к членам коллектива и друг к другу. Благополучие коллектива определяется и такими качествами её членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность, умение отнестись к себе более критически. Психологический климат благополучного коллектива характеризуется общностью интересов сослуживцев [8; с.79].
Основные понятия и актуальность темы.
Семья характеризуется различными материальными (биологическими и хозяйственными) и духовными – нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими – процессами. Нас интересуют психологические особенности власти и зависимости в браке. Власть в данном случае будет означать склонность и привычку человека повелевать кем-то, распоряжат ...
Синдром дефицита внимания у детей
Синдром дефицита внимания / гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
Диагноз дефицита внимани ...
Психология профессионального межличностного общения
Межличностные отношения, выступая неотъемлемой стороной и результатом профессионального и другого социального взаимодействия людей, в свою очередь, существенно зависят и от психологических, личностных характеристик вступающих во взаимодействие субъектов и оказывают большое влияние на характер и результаты выполнения ими социально-ролевы ...