Обработка данных
Опросник «Якорь карьеры» Э. Шейна (перевод и адаптация В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой) (28) обрабатывался нами в соответствии с ключом. В ходе исследования был получен массив данных, который был сведен нами в таблицу первичных данных. Таблица первичных данных представлена в Приложении 2 и 3.
Методика «Семантический дифференциал» обрабатывалась нами посредством подсчета средних значений по шкалам. В ходе исследования был получен массив данных, который был сведен нами в таблицу первичных данных. Таблица первичных данных представлена в Приложении 4 и 5.
Анкета обрабатывалась нами с помощью контент-анализа (англ. Content analysis; от Content - содержание) – формализованный метод изучения текстов и графической информации в количественных показателях и ее статистической обработке. Метод контент-анализа широко применяется в психологии, социологии и других науках.
«Контент-анализ – это метод исследования документов, рассматриваемых как сообщения для изучения в социально-психологическом плане различных видов социальной коммуникации и их субъектов, а также отражаемой в сообщениях действительности посредством надежной регистрации и количественной обработки определенных единиц содержания».
Новизна контент-анализа заключается в том, что впечатления исследователя, которые зависят от его личных качеств, заменяются более стандартизированными процедурами, которые часто предполагают изменения и выражают материал в виде данных, которые могут быть рассмотрены научно.
Применение контент-анализа позволяет формализовать, структурировать большие массивы информации и выявить интересующие исследователя психологические особенности автора текста.
Нами был выбран сегментарный вариант количественного контент-анализа, использование которого констатирует сам факт наличия или отсутствия в массиве информации какой-либо категории.
Суть данного метода заключается в том, что фиксируется сам факт наличия или присутствия во всем массиве информации какой-либо категории. После выявления смысловой единицы, отнесенной к определенной категории, дальнейшие случаи встречи в том же тексте идентичных по семантической нагрузке единиц не учитываются, не фиксируются.
В данном случае научную ценность представляет то, встречается в тексте данная категория или нет.
Сегментарный контент-анализ позволяет несколько иначе, нежели сплошной моделировать смысловую картину текста. В данном случае на первый план выступает то, насколько широко или узко представлены у респондента те или иные смысловые блоки, насколько широк диапазон, затрагиваемых им тем.
Метод контент-анализа применялся в ходе обработки данных, полученных с помощью анкеты. Матрица контент-анализа текстов анкет приведена в Приложении 6.
История учения о стрессе
Формирование концепции стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий и моделей, существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих и развивающих.
Следует заметить, что понятия «теория» и «модель» используются авторами относительно свободно, без необходимой дифференциации в содержании, что, по-с ...
Причины конфликта
Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин.
1. Наличие противоположных ориентаций.
У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и ...
Восприятие детей раннего возраста
Со второго года жизни в связи с овладением простейшим орудийным действием меняется восприятие ребенка. Получив возможность и научившись действовать одним предметом на другой, ребенок оказывается способным к предвидению динамических взаимоотношений между собственным телом и предметной ситуацией, а также взаимодействий между предметами (н ...