Основные аспекты изучения конфликтного поведения у подростков. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте
Страница 4

Материалы » Конфликтное поведение в подростковой среде как фактор развития личности » Основные аспекты изучения конфликтного поведения у подростков. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте

При этом в первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признаков мужской или женской взрослости делает его взрослым в собственных глазах, а также, как ему кажется, и в глазах окружающих, что очень существенно в плане самосознания. Такая взрослость приобретается путем подражания реальным или виртуальным героям и идеалам. И это самый легкий способ достижения ощутимой взрослости.

Второе направление реализации стремления быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности, что часто приводит к возникновению конфликтов, если наблюдается полное расхождение в стремлении взрослого и подростка.

Потребность быть и считаться взрослым тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает его во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Учитель же для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младшего школьника. Стремление занять достойное место в коллективе сверстников — один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установкам. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему он бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание рассматривается им как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростками и учителем.

Вхождение в группу сверстников А. Е. Личко назвал «реакцией группировки со сверстниками». Уже младшие подростки тянутся к сверстникам. Но их дружеские связи во многом определяются учителями и родителями: их глазами ребята часто смотрят на одноклассников и товарищей. У подростков на первом плане общение со сверстниками, которое становится ведущим видом деятельности в этом возрасте.

Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят. По некоторым данным, в свои любимые занятия учащиеся посвящают в основном товарищей и друзей, реже родителей и совсем редко — учителей. Установлено также, что мнением классного коллектива очень дорожит примерно половина подростков, а мнением учителя только треть.

В подростковом возрасте возникает интерес к противоположному полу. У младших подростков этот интерес проявляется своеобразно и проявляется в виде «задирания» друг друга. Внешне это проявляется в дразнилках, обзывалках, подножках и т. д. Общение между мальчиками и девочками носит обособленный характер. В 8-9 классах появляются дружески-любовные отношения, отличающиеся большой эмоциональностью. Это проявляется в сочинении стихов и дневниковых записях.

Существующие сегодня подростковые и молодежные группы и течения многообразны. Если обратиться к классификации групп А. В. Петровского, то можно выделить молодежные группы с положительными и отрицательными намерениями, т. е. просоциальные и асоциальные группы. К первым относятся клубы самодеятельной песни, группы по спасению памятников истории и культуры, группы экологического направления и т. п. Ко вторым относятся хулиганские объединения, откровенно фашистские группировки и т. п. Иногда в подростковые и юношеские группировки проникает организованная преступность, подчиняя их себе, образует банды (опираясь на рокерство и юношеский вандализм). В бандах более жесткая организация, включающая суровые санкции в случае нелояльности к вожаку или отступления от принятых норм и правил. В последние годы часто создаются размытые объединения конкретной преступной акции. Вовлечение в них подростков и старших школьников уже типичное явление. Общепризнанным стало утверждение специалистов о том, что преступность молодеет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Приложения
Приложение 1 Составные части конфликта Приложение 2 МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. РОКИЧ) ИНСТРУКЦИЯ: Сейчас Вам будет предъявлен набор суждений. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана как отдельное суждение. Вн ...

Психология — это область научного знания
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способност ...

Эффективность коррекционных занятий как способа коррекции межличностных отношений слабослышащих детей с нарушениями интеллекта
С целью проверки эффективности коррекционных занятий нами был проведен контрольный эксперимент. Мы повторно провели социометрическую методику Р. Жиля (приложение 1). И построили следующую социоматрицу (табл. 10). Таблица 10. кто кого выбирают количество выборов выбирает 1 2 3 4 5 сделанных взаимных ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru