Изучение и анализ деятельности социального педагога по профилактике социальной
дезадаптации учащихся 5-х классовСтраница 2
Методика включала в себя три аспекта:
1. Учебный аспект. Диагностика проводится классным руководителем по результатам обучения основных учебных предметов: математика, русский язык, чтение, а в 5 классе учителями-предметниками по этим же параметрам.
2. Психологический аспект. Включает в себя изучение уровня учебной мотивации, уровня тревожности, уровня самооценки. Проводится педагогом-психологом.
3. Социально-педагогический аспект. Включает в себя изучение уровня воспитанности и особенностей поведения учащихся. Проводится социальным педагогом.
Данная методика позволяет увидеть динамику учебных, психологических и социальных успехов и трудностей каждого ученика на окончание 4-го, начало и конец 5-го классов.
В рамках диагностики по используемой методике необходимо обратить внимание на уровень мотивации учащихся к обучению в школе. С помощью данного показателя можно определить желание школьников посещать занятия в школе, а также увидеть уровень взаимоотношений между учащимися. Для определения школьной мотивации была использована Анкета «Диагностика уровня мотивации» (см. приложение 3). Анкета, по выявлению уровня школьной мотивации выявляет 5 уровней:
- 1 уровень – высокая школьная мотивация, учебная активность;
- 2 уровень – нормальная школьная мотивация;
- 3 уровень – положительное отношение к школе, но школа больше привлекает не учебной деятельностью;
- 4 уровень – низкая школьная мотивация;
- 5 уровень – негативное отношение к школе, дезадаптация.
Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень мотивации к обучению
Класс |
5 (А) |
5(Б) | ||
В 4-ом |
В 5-ом |
В 4-ом |
В 5-ом | |
1 уровень |
9 (34,6 %) |
3 (11,5 %) |
8 (30,8 %) |
2 (7,7 %) |
2 уровень |
11 (42,3 %) |
13 (49,9 %) |
10 (38,5 %) |
10 (38,5 %) |
3 уровень |
7 (27 %) |
4 (15,4 %) |
6 (23 %) |
4 (15,4 %) |
4 уровень |
- |
3 (11,5 %) |
2 (7,7 %) |
6 (23 %) |
5 уровень |
- |
3 (11,5 %) |
- |
4 (15,4 %) |
Графически полученные результаты представлены на рис. 2 и 3 (см. с. 47).
Рис. 2. Уровень мотивации к обучению у учащихся 5 «А» класса
Рис. 3. Уровень мотивации к обучению у учащихся 5 «Б» класса
По представленным результатам, можно определить, что уровень мотивации к обучению при переходе из начальной школы меняется. Повышение уровня мотивации, при переходе с основную школу, наблюдалось у 10 учащихся – 19,2%, понижение уровня мотивации – 13 учащихся – 25%, у 29 учащихся – 35,8% – уровень мотивации остался на прежнем уровне.
Еще одна сторона диагностики была связана с изучением межличностных отношений коллектива класса. Расположение ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в какой-либо социальной группе. Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический, а вернее, социально-психологический климат группы.
Социально-психологический климат группы – это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит, и развития личности.
Для определения социально-психологического климата класса была использована методика «Социально-психологический климат класса» (см. приложение 4). Учащимся необходимо было ответить на следующий вопрос: «Как бы вы оценили свою принадлежность к классу?» Мнения разделились следующим образом. Результаты представлены в таблице 3 на с. 48.
Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего
школьного возраста
По данным И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой можно выделить несколько уровней психологического здоровья детей:
1.
Креативный уровень
(ребенок – творец, идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья его высший уровень, созидательный). Это дети, счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровых в п ...
Оральная стадия
Оральная стадия длиться от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нём заботиться. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. В это период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощ ...
Развитие теории и практики управления
Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Еще первые представители человечества, объединенные в родовые общины, ежедневно решали проблемы использования собственных, весьма ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины. Се ...