Изучение и анализ деятельности социального педагога по профилактике социальной
дезадаптации учащихся 5-х классовСтраница 3
Таблица
3 Социально-психологический климат класса
Параметры |
5 «А» класс |
5 «Б» класс |
Чувствую себя членом класса, частью коллектива |
17 (65,4 %) |
17 (65,4 %) |
Участвую в большинстве видов деятельности |
9 (34,6 %) |
12 (46,1 %) |
Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других |
7 (26,6 %) |
5 (19,2 %) |
Не чувствую, что являюсь членом коллектива |
9 (34,6 %) |
8 (30,8) |
Занимаюсь отдельно от других членов |
2 (7,7 %) |
5 (19,2 %) |
Из представленных данных можно определить, что большая часть учащихся чувствуют свою принадлежность к школьному коллективу. В учебной деятельности учащиеся не выделяют каких-либо значительных межличностных отношений. В напряженных ситуациях учащиеся считают проявление межличностных отношений одинаковыми во всех классах. Это лишь подтверждает незаинтересованность учащимися жизни класса. Наиболее дружественными отношениями ребята считают отношения за пределами школы, но при этом часть учащихся считает дружбу с одноклассниками менее значительной.
При анализе уровня адаптации по всем аспектам были получены следующие результаты (см. таблицу 4, с. 49).
Таблица 4 Уровень адаптации учащихся 5-х классов
Класс |
5 (А) |
5(Б) | ||
В 4-ом |
В 5-ом |
В 4-ом |
В 5-ом | |
Высокий |
5 (19,2 %) |
5 (19,2 %) |
2 (7,7 %) |
2 (7,7 %) |
Средний |
14 (53,8 %) |
13 (49,9 %) |
15 (57,7 %) |
13 (49,9 %) |
Низкий |
7 (27 %) |
8 (30,8 %) |
9 (34,6 %) |
11 (42,3 %) |
Графически полученные результаты представлены на рис. 4 и 5.
Рис. 4. Уровень адаптации учащихся в 5 «А» классе
Рис. 5. Уровень адаптации учащихся в 5 «Б» классе
Из представленных данных видно, что в 5-ом классе наблюдается снижение уровня адаптации. Хочется отметить, что уже не маленькие и еще не взрослые учащиеся таким образом утверждают свою индивидуальность и личностные особенности. Учащиеся, чей уровень адаптации изменился, требуют к себе особого внимания. Понижение уровня адаптации при переходе из начальной школы в основную школу наблюдается у 11 учащихся – 21,2%, повышение уровня адаптации – 13 учащихся – 25%, на прежнем уровне – 28 учащихся – 53,8%.
На основе анализа результатов, полученных в ходе диагностики с использованием комплекса названных методик, можно сделать вывод о том, что уровень социальной адаптации у учащихся 5 «А» класса выше, чем у учащихся 5 «Б» класса.
Как вспомогательные методы нами использовались наблюдение и беседа для уточнения, подтверждения или опровержения данных, полученных в результате диагностики, выяснения причин выявленных отклонений.
Как показали результаты наблюдений и бесед с учащимися, родителями и учителями, причинами низкого уровня социальной адаптации учащихся являются следующие:
– низкий уровень семейной адаптации, а именно, низкий социальный статус семьи;
Особенности отношения к себе у застенчивых дошкольников
В концепции генезиса общения отношение ребенка к себе рассматривается через анализ его образа Я. Образ себя понимается как сложный комплекс, включающий аффективный и когнитивный компоненты. Аффективная часть образа себя представляет собой общую самооценку — целостное отношение ребенка к себе как к значимому, любимому (или незначимому и ...
Особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома
Психическое развитие детей, воспитывающихся в условиях детского дома, кардинально отличается от развития детей, воспитывающихся в семье, и проявляется в нарушении интеллектуального, эмоционально-волевого, полового и нравственного развития, а также в нарушенной социализации.
Психологические исследования уровня и особенностей интеллектуа ...
Что такое профессиографический анализ?
Профессиографический анализ – это процедура сбора и анализа определенных данных, посредством которой получают информацию о производственных действиях. Действия в данном случае должны быть наблюдаемыми, то есть такими, чтобы их «мог видеть, слышать или воспринимать каким-то иным образом человек, отличный от выполняющего данные действия». ...