Теоретический анализ изучаемой проблемыСтраница 1
В отечественной и зарубежной психологии существует множество подходов к исследованию адаптации и самоактуализации личности.
Понятие «адаптация» - одно из ключевых в научном исследовании живого организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды [3]. Существуют различные подходы к понятию «психологическая адаптация». Ее рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, «которая обеспечивает деятельность человека на уровне «оперативного покоя», позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них» [1].
В период всей жизни человека – с момента рождения (то есть выделения из утробы матери как автономного, самостоятельного организма) и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием «жизнь»: немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.
Налчаджян А.А. рассматривал адаптацию, как процесс приспособления к условиям среды с целью установления определенного состояния, и как само состояние, при котором потребности организма удовлетворены с учетом требований со стороны среды [11].
В психоанализе толчком к началу процесса адаптации и достижения адаптивности является конфликт. В рамках этого направления психологии отмечают две разновидности адаптации (современный психоанализ):
1) аллопластическая адаптация, осуществляемая посредством тех изменений во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствие со своими потребностями;
2) аутопластическая адаптация, осуществляемая за счет изменений личности (структуры, умения, навыков и т.д.), с помощью которых она приспосабливается к среде .
По мнению Розум С.И., эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или служебной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения. Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего – с её нарушениями [13].
Исследования отечественных ученых Будякиной М.П., Русалиновой А.А., Верршининой Т.Н., Таранова Е.В. внесли существенный вклад в изучение взаимосвязи производственной и социально-психологической адаптации. Акцент в их исследованиях - личность индивидуума в рабочем коллективе. Некипелов М.И., Кухлова Г.Г. и др. исследовали динамику работоспособности, психических и физиологических состояний у студентов. Однако большинство авторов ограничиваются только констатацией тех или иных изменений, не пытаясь подойти к трактовке полученных знаний с системной позиции.
В исследованиях Петровского В.А. и Полевой М.В. показано, что на положительное развитие личности в плане дальнейшей социально-психолигической адаптации большое влияние оказывает лояльное отношение родителей к неординарной активности ребенка.
Проблема адаптации молодежи хотя и привлекает большое внимание исследователей, но еще пока плохо изучена.
Польза повторения
Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти и приводит следующий пример: «Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран – книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторят ...
Экспериментальное исследование по определению особенностей саморегуляции
подростков с различными типами реагирования в конфликтной ситуации. Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе ГОУ СПО «Бийский техникум механической обработке древесины». В эксперименте приняло участие 88 подростков в возрасте 16-18 лет. Работа проводилась с 04.02.08 по28.02.08.
На первом этапе осуществлялось изучение саморегуляции подростков.
На втором этапе исследовались особенности реагирования подростков в ...
Некоторые эффекты и законы памяти
Эффект Зейгарник. Он состоит в следующем: два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.
В своих исследован ...