Теоретический анализ изучаемой проблемыСтраница 2
Исследование проблемы адаптации, в конечном счете, сводится к раскрытию той совокупности факторов, которые предопределяют сравнительно быструю, полную и устойчивую адаптивности, и тех предпосылок, которые выступают причиной неадаптивности.
Анализ многочисленных исследований, посвященных различным аспектам самоактуализации, показывает, что, с одной стороны, это явление подвергается всестороннему рассмотрению, а, с другой стороны, явно прослеживается разноречивость представлений, особенно касающихся состава и структуры самоактуализации (Г.А. Альбуханова-Славская, А.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл).
Понятие «самоактуализация» было введено в психологию Абрахамом Маслоу (1908-1970). Этим термином А. Маслоу обозначил особенность людей, которые отличаются от большинства тем, что они более полно реализуют в жизни свой потенциал, используют свои силы и способности. Синонимами понятия «самоактуализация» нередко выступают понятия «развитие личности», «психологическое здоровье», «личностный рост».
3. Фрейд — один из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самоактуализации. Самоактуализация, по 3. Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самоактуализации противостоят названные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинкта подобных потребностей.
Немало страниц посвящает характеристике потребности в самоактуализации Э. Фромм. Он связывает ее с потребностями человека в идентификации и целостности. Идентификация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самоактуализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность — психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы ее удовлетворения: она может найти выход в творчестве ив разрушении, в любви и в преступлении и т.д.
Базовыми работами по проблеме самоактуализации личности считаются работы двух американских психологов Маслоу А., Роджерса К., основоположников основных направлений в гуманистической теории личности.
Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующей тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства человека. Вторая — «организмический отслеживающий процесс» — представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «я», которая включает «идеальное я» и «реальное я». Эти подструктуры структуры «я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. [5]
В контексте теории Роджерса, тенденция самоактуализации — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуя каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в своей основе является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они дальше других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным.
Особенности отношения к себе у застенчивых дошкольников
В концепции генезиса общения отношение ребенка к себе рассматривается через анализ его образа Я. Образ себя понимается как сложный комплекс, включающий аффективный и когнитивный компоненты. Аффективная часть образа себя представляет собой общую самооценку — целостное отношение ребенка к себе как к значимому, любимому (или незначимому и ...
Народная игрушка
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Примером ритуального предмета детской игры являются традиционные русские куклы из дерева и соломы, которые не имеют прорисовки лица. Детскими эт ...
Психотерапия как метод реабилитационного воздействия
Современные психологические исследования течения шизофрении выявляют необходимость и важность применения психотерапевтического воздействия в работе с пациентами. Такая форма помощи больным эффективна при малопрогредиентной шизофрении, а также при злокачественном течении болезни в период ремиссии. Основные задачи психотерапии при шизофре ...