ВведениеСтраница 1
Актуальность исследования темы. Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.
Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:
1) необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативных навыков младших школьников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования российской системы образования;
2) потребностью в разработке технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников, позволяющей установить максимально эффективные взаимоотношения с окружающим миром;
3) изобилием практического материала с одной стороны и неразработанностью технологии его применения.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др.
Учеными выявлены сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования. Однако все они не затрагивают проблемы формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.
Основная проблема дипломной работы состоит в отсутствии точного представления об эффективности и особенностях социально-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков в условиях досугового центра; в отсутствии разработанных социально-педагогических технологий формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра.
Проблема оказала влияние на выбор темы исследования: «Формирование коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра».
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра.
Предметом исследования является содержание и технологии работы по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра.
Целью дипломной работы является разработка и обоснование технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра.
Задачи:
1. Изучить основные подходы социально-педагогической деятельности по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра.
2. Выявить особенности коммуникации коллектива младших школьников в условиях досугового центра.
3. Изучить опыт работы с коллективом младших школьников в условиях досугового центра и выявить положительные резервы формирования коммуникативных навыков.
4. Разработать и обосновать программу социально-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра.
5. Экспериментально проверить программу социально-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра.
Гипотеза исследования заключается в том, что социально-педагогическая работа в условиях досугового центра будет способствовать наиболее успешному развитию коммуникативных навыков младших школьников.
Научная новизна. Использование современных методов диагностики позволит выявить реальный уровень коммуникативных навыков младших школьников, посещающих досуговый центр. Разработана, научно обоснована и экспериментально проверена технология формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования для разработки различных технологий формирования коммуникативных навыков у младших школьников.
Практическая значимость определяется тем, что:
1. Собран и систематизирован материал для разработки технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников, который может быть использован в работе досуговых центров.
2. Обоснована и экспериментально проверена технология формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра.
3. Полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы в работе других учреждений и специалистов.
Основные положения, выносимые на защиту.
Развитие коммуникативных навыков младших школьников напрямую зависит от уровня развития активного и пассивного словарного запаса, развития умения строить предложения, высказывания различных видов.
Развитие коммуникативной компетенции в условиях фольклорного ансамбля – важное звено в социальной адаптации ребенка, поскольку, совершенствуя свои коммуникативные умения, школьник сможет преодолеть свой страх перед выступлением, перед работой с залом, а в дальнейшем будут более успешен в установлении контактов с окружающими людьми, легче пройдет процесс социализации.
Теоретическая часть. Сотрудничество
и сотворчество педагога и учащегося, как стиль взаимодействия
Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникал ...
Особенности общения застенчивых детей со взрослым
Поставленная задача решалась в контексте разработанных М.И. Лисиной представлений о генезисе общения детей со взрослыми как о смене его форм — интегральных, целостных образований, характеризующих уровни развития коммуникативной деятельности. Первым в онтогенезе появляется ситуативно-личностное общение, на его основе в раннем возрасте ск ...
Осмысленное восприятие
Установка на запоминание способствует ему, то есть запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. При установке на запоминание важно заранее спланировать срок хранения данной информации. Например, масса студентов, сдав экзамен по какой-либо дисциплине, спустя пару дней, не могут ничего ...