Анализ и интерпретация результатовСтраница 2
Сформулируем гипотезы.
Н0: Корреляция между иерархиями терминальных ценностей "приспособления" и "избегания" не отличаются от нуля.
Н1: Корреляция между иерархиями терминальных ценностей "приспособления" и "избегания" статистически значимо отличаются от нуля.
Поскольку ранжирование ценностей предполагается самой процедурой исследования, нам остается лишь подсчитать разности между рангами 18 ценностей в двух иерархиях. Обычно рекомендуется всегда меньшему значению приписывать меньший ранг, но в данном случае самая значимая ценность получает меньший ранг, но для подсчета коэффициента это несущественно, главное, чтобы ранжирование было в обоих рядах однонаправленным. Так, в 3-м и 4-м столбцах Таблицы 2 представлены разности d и квадраты этих разностей d2.
Определяем эмпирическое значение rs по формуле:
rs = 1-6*∑ (d2) /N* (N2-1)
где d - разности между рангами по каждой из переменных, в данном случае по каждой из терминальных ценностей.
N - количество переменных, образующих иерархию, в данном случае количество ценностей.
Теперь произведем подсчет:
rs = 1-2076/5814=0.643
По таблице Критических значений выборочного коэффициента корреляции рангов (по В.Ю. Урбаху, 1964), связь достоверна, если rs эмп ≥ rs 0,05 и тем более достоверна, если rs эмп ≥ rs 0,01
rs кр |
P≤ | |
0.05 |
0.01 | |
18 |
0,47 |
0,60 |
rs эмп
> rs кр (р≤0,01)
Ответ: Н0 отвергается. Принимается Н1. Корреляция между иерархиями терминальных ценностей между двумя выборками группами "приспособления" и "избегания" статистически значима (р<0,01) и является положительной.
По данным таблицы 2 мы можем определить, что основные расхождения приходятся на ценности "Любовь", "Общественное признание" и "Познание", ранги остальных ценностей достаточно близки.
Таблица 3.
Ранги инструментальных ценностей по списку М. Рокича в иерархиях лиц "приспособления" и "компромисса"
Терминальные ценности |
Ряд 1: Ранг ценностей в иерархии "приспособления" |
Ряд 2: Ранг ценностей в иерархии "избегание" |
d |
d2 | |
1 |
Аккуратность |
3 |
4 |
-1 |
1 |
2 |
Воспитанность |
4 |
1 |
3 |
9 |
3 |
Высокие запросы |
17 |
17 |
0 |
0 |
4 |
Жизнерадостность |
5 |
6 |
-1 |
1 |
5 |
Исполнительность |
9 |
5 |
4 |
16 |
6 |
Независимость |
16 |
15 |
1 |
1 |
7 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
18 |
18 |
0 |
0 |
8 |
Образованность |
2 |
2 |
0 |
0 |
9 |
Ответственность |
1 |
14 |
-13 |
169 |
10 |
Рационализм |
10 |
13 |
-3 |
9 |
11 |
Самоконтроль |
6 |
3 |
3 |
9 |
12 |
Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов |
8 |
16 |
-8 |
64 |
13 |
Твердая воля |
11 |
9 |
2 |
4 |
14 |
Терпимость |
12 |
10 |
2 |
4 |
15 |
Широта взглядов |
14 |
12 |
2 |
4 |
16 |
Честность |
7 |
8 |
-1 |
1 |
17 |
Эффективность в делах |
13 |
7 |
6 |
36 |
18 |
Чуткость |
15 |
11 |
4 |
16 |
Суммы |
171 |
171 |
0 |
344 |
Исследования индивидуальных различий. Основные
исследования по формированию индивидуальности
Темперамент (от лат.— соразмерность) — это совокупность черт личности (индивидуальности), характеризующих ее двигательную, эмоциональную и речевую активности[7,20].
По теории И. П. Павлова, предпочтительными темпераментами для успешности деятельности являются темперамент сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент ...
Возрастные особенности формирования личности подростка
Проблема выбора профессии возникает в старшем школьном возрасте, включающем в себя старший подростковый и ранний юношеский возраст – от 14 до 17 лет (8 – 11 классы). Существует множество различных периодизаций возрастного развития (Эльконин Д.Б., Божович Л.И., Выготский Л.С., Абрамова Г.С., Немов Р.С. и т.д.). Удобнее всего будет взять ...
Исследования отечественной школы
Целью ряда экспериментальных исследований Критской В.П., Мелешко Т.К. и Полякова Ю.Ф., реализовывавших направление синдромального психопатологического подхода к изучению шизофрении, был поиск закономерностей психопатологических нарушений, лежащих в основе негативных проявлений шизофренического дефекта. Причиной такого выбора было предст ...