ВведениеСтраница 1
Актуальность проблемы изучения личностного развития ребенка-инвалида средствами социально-культурной деятельности определяется, во-первых, наличием в обществе значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности.
Согласно данным ООН, каждый десятый из живущих на Земле людей - инвалид. Кроме того, по данным Всемирной организации здоровья, почти 20% детей имеют непатологические, пограничные отклонения от психической нормы.
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие возможностей для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.
В России, как и во всем мире, также наблюдается рост числа инвалидов, превращение их во все более значительную в количественном отношении социальную группу.
Во-вторых, обращение к данной теме обусловлено тем, что процесс личностного формирования здесь отягощен одним или несколькими неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического и даже педагогического происхождения, острота которых непосредственно определяет глубину социально-культурной дезадаптации ребенка. Поэтому ребенок с ограниченными возможностями нуждается в специальной профессиональной помощи педагогов и психологов, отсутствие или несвоевременное осуществление которой приводит к серьезным, а подчас и необратимым последствиям.
К сожалению, в настоящее время возможности для осуществления эффективной коррекционно-развивающей и социализирующей помощи детям-инвалидам весьма ограничены.
Сложившаяся практика подготовки специалистов в области коррекционной педагогики лишь отчасти отвечает современным требованиям и стандартам и не в полной мере обеспечивает теоретическую, практическую и психологическую готовность тех, кто призван ее осуществлять. Одной из причин низкой эффективности социально-адаптационных мероприятий является недостаточная теоретическая разработанность проблемы.
И, наконец, исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания личности ребенка, что необходимо для последующего интегрирования его в общество.
Цель исследования - изучить особенности самооценки и уровня притязаний у подростков-инвалидов по зрению.
Для успешной реализации цели выделены следующие задачи:
1. Анализ литературы посвященной личностному развитию детей–инвалидов по зрению.
2. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний детей-инвалидов по зрению.
3. Изучение особенностей развития детей-инвалидов при нарушениях зрения.
Объект исследования - группа детей подросткового возраста с нарушениями зрения; предмет изучения - особенности самооценки и уровня притязаний.
В ходе работы выдвинута следующая гипотеза: у подростков с ограниченными физическими возможностями неадекватная (либо очень высокая, либо очень низкая) самооценка, в то время как у большинства их здоровых сверстников самооценка адекватная.
Вопросы развития личности ребенка-инвалида затрагиваются в ряде педагогических, психологических и дефектологических исследований (Т.Ю. Андрущенко, Г.В. Бурменская, Г.В. Грибанова, И.В. Дубровина, Л.В. Занков, О.А. Карабанова, К.С. Лебединская, Л.П. Носкова, М.М. Райская, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.). Различные аспекты педагогических, психологических и социальных проблем реабилитации рассматривались в работах Э.М. Александровской, В.Л. Багрицкого, С.А. Беличевой, Н.Б. Берхина, А.В. Гордеевой, В.П. Кащенко, В.В. Ковалева, И.А. Коробейникова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.С. Макаренко, А.А. Смирнова и др. Специальным вопросам коррекционной педагогики посвящены труды М.И. Никитиной, Л.М. Кобриной, Р.И. Лалаевой, Н.М. Назаровой, Л.С. Волковой, Г.Н. Пенина и др. Реабилитационный и коррекционный потенциал художественной деятельности раскрыт в диссертационных исследованиях и монографиях А.З. Свердлова и В.П. Кантора.
Глоссарий
1
Зона разногласий
предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия.
2
Интроспекция
(лат. introspectare - смотреть вглубь) - метод психологии, задача которого состоит в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания как непосре ...
Некоторые особенности психофизиологического развития
дошкольника. Особенности развития организма дошкольника,
Итак, под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.
Увеличение ро ...
Основные подходы к изучению проблемы саморегуляции
Понятие «саморегуляция» получило особое развитие в рамках дифференциальной психофизиологии.
Дифференциальную психофизиологию интересуют, прежде всего, формально-динамические особенности поведения человека, в том числе интеллектуальные. Общая задача дифференциальной психологии заключается в выявлении индивидуальных различий в саморегуля ...