Комплексная диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих
детей с нарушениями интеллекта. Диагностика качества
межличностных отношений слабослышащих подростков с сохранным и нарушеннСтраница 11
Анализ результатов позволил сделать вывод, что дети контрольной группы больше общаются устно и устно-дактильно, чем дети экспериментальной группы.
Для выявления детей, находящихся в состоянии социально-психологической дезадаптации, использовалась карта наблюдений Д.Стотта.
Среди обследованных обеих групп нами выявлено 3 дезадаптированных учащихся в экспериментальной группе (60 % от общего числа детей группы) и 2 в контрольной группе (28.6 % от общего числа детей группы).
Наличие такого числа дезадаптированных детей в экспериментальной группе мы рассматриваем как опосредованный, но диагностически точный показатель ситуативного неблагополучия межличностных отношений; как показатель того, что в классе есть индивиды, «неустроенные» в сложившейся системе коммуникаций.
Для выявления преобладающего типа настроения детей мы использовали методику «Эмоциональная цветопись» А.Н.Лутошкина, модифицированную Г.А. Карповой.
Проведя исследование, мы получили следующие данные (табл. 9).
Таблица 9.
Эмоциональное самочувствие школьников в жизненно важных зонах.
тип |
экспериментальная |
контрольная |
настроения |
группа |
группа |
радость |
25.8 |
44.9 |
спокойствие |
25.8 |
40.9 |
скука |
22.9 |
20.5 |
страх |
5.8 |
8.2 |
Полученные данные свидетельствуют о том, что преобладающим типом настроения в обеих группах является радость. И все типы настроения ярче выражены у детей с нормальным интеллектом, кроме скуки. Это связано с особенностями психологического развития детей с нормальным интеллектом.
Таким образом, эксперимент показал, что все исследуемые параметры в экспериментальной группе значительно отличаются от контрольной группы.
Констатирующий эксперимент показал, что все исследуемые параметры в экспериментальной группе (слабослышащие дети с нарушениями интеллекта) значительно отличаются от контрольной группы (слабослышащие дети с сохранным интеллектом). В экспериментальной группе подростки имеют более низкий социометрический статус (предпочитаемых в группе детей с нарушениями интеллекта-3 человека, в группе детей с сохранным интеллектом-6 человек, принятых 2 и 1 соответственно); только у трех из пяти положительная социовалентность; гораздо ниже, чем в норме взаимность контактов (77 % и 92 % соответственно); эмоционально-психологический климат снижен; очень высокий уровень конфликтности отмечен у 35 % детей в группе с нарушениями интеллекта (только у 12 % детей в группе детей с сохранным интеллектом); коммуникативные качества (общительность, доминирование в группе сверстников, наличие дружеского отношения, социальная адекватность поведения ) заметно ниже; в средствах коммуникации преобладают жесты; в классе больше дезадаптивных учащихся (3 в экспериментальной группе и 2 в контрольной); положительные оттенки настроений менее выражены (радость-25.8 % и 44.9 %, спокойствие-25.8 % и 40.9 % соответственно), скука наоборот более выражена-22.9 % и 20.5 %.
Описание экспериментального исследования
Результаты исследования по определению стилей саморегуляции подростков см. в приложении 4.
Таблица 1
Количественные показатели выявления стилей саморегуляции испытуемых, % .№ =88; %
Шкала
Уровень показателей
Пл.
М.
Пр.
ОР.
Г.
С.
ОУ
Высокий
11,3
9,1
0
2,3
9,1
11,4
25,0
Средний ...
Предконфликтная ситуация.
Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Это положение дел накануне конфликта. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряж ...
Эмоциональный стресс
Понятие эмоционального стресса.
Наряду с понятием стресс в науке сложилось представление об эмоциональном стрессе (ЭС) как первичной психоэмоциональной реакции субъекта на действие стимулов, который также характеризуется комплексом неспецифических вегетативных и гормональных проявлений. Основы представлений об ЭС заложены Кэнноном и ра ...